15 сентября 2023

Серия колонок Airpulse: студийное качество в каждый дом!

Для начала буквально пару слов предыстории. В 1996 году была основана компания Edifier, которая занимается разработкой и производством аудиотехники. Чтобы понимать себе ее масштабы, достаточно сказать, что в 2011 году она приобрела японскую компанию Stax, которая еще в середине прошлого века представила первые в мире электростатические наушники и с тех пор является непререкаемым лидером в этом сегменте. Но вернемся немного назад. В 1987 году британский аудиоинженер Фил Джонс учреждает компанию Acoustic Energy, которая выпускает теперь уже легендарные студийные минимониторы AE1, причем мини там относилось только к габаритам, а звук как раз был полноразмерным. Он же несколько лет спустя разрабатывает серию АС Lynnfield для американской компании Boston Acoustics, но его magnum opus — это монструозные колонки Air Pulse четвертьвековой давности, высотой больше двух метров, массой больше тонны и стоимостью почти 300 тысяч долларов. Японским аудиосообществом они были признаны лучшими за всю историю акустических систем и получили премию «Золотой Звук», всего было изготовлено и продано 10 пар. Так что же общего у крупного производителя и талантливого разработчика? В результате коллаборации компании Edifier и Фила Джонса в 2012 году учреждается торговая марка Airpulse, а в 2016 году выпускается активная 2-полосная полочная модель А200, первая в этой серии. С промежутком в год за ней последовали более старшая А300 и более младшая А100, но чтобы быть последовательными, стоит начать с самой новой и самой младшей на сегодняшний день модели А80. Корпуса колонок собраны из листов MDF толщиной 18 мм, внешняя отделка — ореховый шпон, защитные сетки не предусмотрены (сказывается студийный background, да и жаль прятать такую красоту). Динамики — естественно проприетарные: 4-дюймовый вуфер с алюминиевым диффузором, ферритовым магнитом и магниевой корзиной, нагруженный на овальный порт фазоинвертора на задней панели, а в пару к нему — ленточный твитер в рупорном акустическом оформлении. Разрешение у таких излучателей высочайшее, да и АЧХ вызывает искреннее уважение, производитель декларирует его от 52 Гц.

В качестве встроенных усилителей используются два импульсных стереомодуля TAS5754 от Texas Instruments, один из них обеспечивает по 40 Вт выходной мощности на каждый вуфер, второй — по 10 Вт на каждый твитер, итого — 100 Вт в пополосном активном включении, без потерь в пассивных разделительных фильтрах. Важно отметить, что речь в данном случае идет не о банальном классе D, но о прямом усилении цифрового сигнала, с разрешением на входе вплоть до 192 кГц и вчетверо более высокой рабочей частотой, то есть аналоговым он становится фактически только в воздухе, после диффузоров. USB-вход обслуживается контроллером XMOS, Bluetooth версии 5.0 — от Qualcomm, помимо этого есть линейный и оптический вход, а также выход на сабвуфер. Вся коммутация расположена на задней панели мастер-колонки, там же имеются регулятор уровня сигнала и двухполосный темброблок. И еще одна важная деталь — внутренняя разводка в колонках осуществляется кабелем от американской компании Transparent, это пожалуй что золотой стандарт в коммутации класса high end. В комплекте с колонками идет пульт ДУ и все необходимые аксессуары.

Модель А100 снабжается уже 5-дюймовыми вуферами аналогичной конструкции, имеет чуть большие массо-габаритные характеристики и лаковое покрытие вместо шпона (черное, белое или красное). А вот модель А200 отличается уже радикально. Прежде всего, корпус тут собирается из панелей MDF дюймовой толщины и дополнительно отделывается изнутри ячеистым поролоном толщиной почти 40 мм. Вуфер здесь также 5-дюймовый, но совершенно иной конструкции, с обращенной магнитной системой из неодима и звуковой катушкой, намотанной омедненной алюминиевой лентой. Для его работы нужна существенно большая мощность, поэтому модулей TAS5754 тут целых три, по одному на каждый вуфер и третий в стереорежиме на твитеры, в совокупности они обеспечивают 130 Вт (2х55 + 2х10) выходной мощности. На задней панели добавился балансный вход и появился коаксиальный цифровой. Кстати сказать, разделительный фильтр тут реализован на цифровом сигнальном процессоре поэтому сигнал с аналоговых входов предварительно оцифровывается, посредством конвертеров PCM1802 и PCM1804. Модель А300 — это по сути масштабированный вариант А200, за счет установки 6-дюймового вуфера и увеличения мощности встроенных усилителей до 160 Вт (2x70 + 2x10). А вот флагман серии A300Pro имеет существенно иной конструктив. Динамики и корпус в целом похожи на «ординарную» версию, но начинка совершенно другая. Теперь в каждой колонке установлен усилительный модуль TPA3251, который обеспечивает 120 Вт выходной мощности на вуфер и 10 Вт на твитер, а между собой колонки связываются по беспроводному протоколу KleerNet. Декларируемая производителем АЧХ простирается на 10 октав, и это — для относительно компактных полочных колонок. По сути перед нами уникальный гибрид студийных мониторов и бескомпромиссной домашней стереопары. Впрочем, слово уникальный легко подходит к любой модели серии Airpulse, как с учетом прошлых заслуг ее создателей, так и с точки зрения ее реализованного потенциала.